User-agent: Mediapartners-Google* Disallow: Наши дети! - Здоровье
Среда, 19.09.2018, 17:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Наши любимые дети!

Здоровье

==================================================================================================

ИММУНИТЕТ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ

"О мир, как дивно круг ты совершаешь - ломаешь то, а это исправляешь."
Фирдоуси

Взрослые, и это, к сожалению, типично, задумываются о детском иммунитете после того, как ребенок начинает часто болеть (по крайней мере, очень и очень маловероятно, чтобы, приступая к процессу зачатия, будущие родители думали именно об этом). Остается лишь надеяться на то, что изложенная ниже информация будет получена Вами вовремя...

Никакими закаливаниями и образами жизни полностью предотвратить детские хвори нельзя. Каждый человек встречается в своей жизни с огромным количеством микробов. А до тех пор, пока к большинству из них в организме не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни - неизбежность. Но всегда найдется микроорганизм, к которому защиты нет. Поэтому болеют все - и дети, и взрослые.

И совершенно не принципиально - болеть или не болеть. Важно, как болеть - насколько часто и насколько тяжело.

Значение слова "иммунитет" с чисто теоретических, медицинских позиций объяснить довольно трудно. Но для нашего с Вами взаимопонимания достаточно следующего: иммунитет - это способность организма защищать себя. Защищать от всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей (раковых клеток, например).

Каждой человеческой клетке присуща своя генетическая информация. Это, сложное на первый взгляд, положение, прямо таки вызывает желание либо перестать читать, либо схватить школьный учебник по биологии, дабы срочно восполнить пробелы в образовании. Но тонкости нам не нужны. Принципиально другое: система иммунитета способна анализировать - отличать своих от чужих. А в основе этого анализа - именно генетическая информация. Что-то попало в организм: генетическая информация совпадает - значит свой, не совпадает - чужой. Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию называется антигеном .

Система иммунитета в начале обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы этот антиген уничтожить. Для уничтожения конкретного антигена организм вырабатывает совершенно определенные клетки - они называются антитела. Определенное антитело подходит к определенному антигену как ключ к замку, разве что вероятность повторить или подобрать в миллионы раз меньше.

Пример. В организм попал вирус кори. Иммунитет определил, что этот вирус генетически отличается от любой другой клетки человека. Следовательно, это антиген. Началась выработка антител, не просто каких-то там антител, а именно антител к вирусу кори. Антитела нейтрализовали вирус и болезнь закончилась. А иммунитет к конкретной болезни, в нашем примере к кори, остался. Следует знать, что сроки болезни у каждого конкретного ребенка во многом будут определяться скоростью образования и количеством выработанных антител.

Иммунитет к определенным болезням может быть врожденным - часть уже готовых антител достается ребенку от матери и, соответственно, приобретенным, - т.е. таким, который организм выработал самостоятельно.

И еще, очень важная теоретическая информация.

Мы уже поняли, что иммунитет - явление специфическое (четкое соответствие конкретного антигена - конкретному антителу). Но это не всегда так, поскольку система иммунитета имеет на своем вооружении не только антитела. Типичный пример: повышение температуры тела приводит к тому, что в организме начинает вырабатываться особый белок - интерферон. Интерферон уничтожает любые вирусы (и гриппа, и кори, и краснухи), т.е. его (интерферона) действие неспецифично. Система неспецифического иммунитета представлена не только интерфероном - еще пару десятков веществ способен вырабатывать организм.

Главное в этой информации следующее. Если иммунитет постоянно тренируется, то на проникновение антигена он может быстро и сильно ответить, мгновенно выработать все тот же интерферон и болезнь закончится за 2-3 дня. А если интерферона не хватило - придется ждать выработки антител, а на это уже потребуется неделя.



У новорожденного почти такая же кровь, как у его матери. То есть он уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным болезням, что перенесла мама. Однако это ненадолго, месяца на 3-4, в лучшем случае, на 6 (при естественном вскармливании, разумеется). Поэтому правильно воспитывать ребенка очень желательно с момента рождения, чтобы к 3-6 месяцам сделать его способным бороться с инфекционными болезнями.

На сам процесс формирования иммунитета влияет целый ряд врожденных факторов, зависящих как от состояния здоровья мамы и папы, так и от течения беременности, особенно от перенесенных в это время инфекций. В то же время, образ жизни уже родившегося ребенка в свою очередь существенно влияет на уровень иммунитета.

Становится понятным, что недостаточность иммунитета может быть врожденной и приобретенной. И первая, и вторая проявляется частыми болезнями, что, вполне резонно, порождает у родителей желание этот самый иммунитет улучшить - желание вполне естественное, особенно если уже успели растерять все то, что дала Природа новорожденному. В конце концов, ну растеряли, ну ушел поезд! Но надо же что-то делать!

Делать надо. А, для начала, знать, что стимуляторы иммунитета делятся на фармакологические и физиологические. Фармакологические - это конкретные лекарства, физиологические - это некоторые формы нормального (естественного, физиологического) образа жизни, позволяющие усилить иммунитет.

Общий жизненный тонус, общий уровень здоровья во многом определяется уровнем энергозатрат организма, нагрузкой на все основные системы - и легкие, и сердце, и сосуды и суставы и т.д. и т.п. - все это должно работать

Короче говоря, иммунитет это не отвлеченное понятие. Это конкретная система организма, конкретные органы, синтезирующие совершенно определенные защитные вещества. И работа этих самых органов во многом зависит от того, как и с какой нагрузкой трудятся другие системы, про которые мы знаем, которые видим, которые чувствуем.

А теперь давайте задумаемся. На что ребенок тратит энергию?

· на рост и развитие;

· на двигательную активность;

· на поддержание температуры тела.

Ну, что касается роста и развития, - на это мы особенно повлиять не можем (здесь больше гены, гормоны). Но двигательная активность! Почитать, или погулять? А поддержание температуры тела - одеть или не одеть? А от души накормить и загнать в постель - это как?

Вот и получается, что естественных стимуляторов иммунитета всего три - голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм - не надо сознательно морить ребенка голодом, заставлять бегать по 30 км в день и выгонять раздетым на мороз .

Но более важно другое: противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета, то есть, вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни).


ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: ОБЩАЯ И ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

"Дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла."
Питтак

Преогромное число окружающих нас микроорганизмов люди именуют просто микробами. Для среднего человека, не имеющего к медицине и биологии особого отношения, все микробы вместе - нечто загадочное и, как правило, весьма вредное. Кое кто знает о том, что микробы бывают полезными. Типичные примеры знаний о полезности микробов ограничиваются информацией о том, что они (микробы) превращают молоко в кефир, что дрожжи это тоже микробы и что в кишечнике есть какие-то палочки, помогающие переваривать пищу.

Но всем хорошо известен тот факт, что инфекционные болезни вызываются именно микробами. Правда, в одном случае, микроб, вызвавший заболевание, легко переходит от одного человека к другому, в другом - это происходит редко, в третьем - не происходит почти никогда. Проще говоря, одни инфекционные болезни заразные, а другие нет. И медицинские работники почти повсеместно договорились о том, чтобы называть инфекционными болезнями именно болезни заразные.

Примеры? Пожалуйста. Воспаление легких или язва желудка. В 99% случаев в основе заболевания - особые микроорганизмы. Но, поразив одного человека, они становятся индивидуальной проблемой этого конкретного человека, не представляя угрозы окружающим.

Принципиален еще один факт. Упоминая словосочетание "инфекционная болезнь" врачи всегда имеют ввиду следующий факт: каждой инфекционной болезни соответствует только один, конкретный микроорганизм, вызывающий именно это заболевание . Дизентерию вызывает только дизентерийная палочка, грипп - только вирус гриппа, а СПИД - только вирус иммунодефицита человека .

Успешное лечение любой инфекционной болезни невозможно, без четкой и достоверной информации об особенностях конкретного микроба, вызвавшего именно эту болезнь. Что же надо знать?

1. Источник инфекции. Кто или что? Кого бояться (избегать)? Это может быть (и, кстати, чаще всего бывает) человек, а также кошки, собаки, птицы, насекомые и т.д.

2. Пути передачи болезни. Каким образом микроб из одного организма попадает в другой? Наиболее "популярны" - воздушно-капельный путь (микроб вдохнули) и пищевой путь (микроб съели). Но можно "заработать" болезнь при укусах насекомых (комары - малярия, вши - тиф, клещи - энцефалит), при контакте с зараженной кровью (переливание, половой контакт). Наконец, новорожденный уже может быть болен инфекционной болезнью, заразившись от больной матери: некоторые микробы проникают через плаценту и заражают плод.

3. Восприимчивость к болезни. При контакте с больным ветряной оспой или краснухой заражаются практически все, кто раньше не болел. При дифтерии может заболеть 1 из 10, при скарлатине - 1 из 5, при кори - 2 из 3.

4. Иммунитет. Имеется ли у человека врожденный иммунитет к конкретной болезни. Если заразились - сколько надо времени для выработки иммунитета; если переболели можно ли заболеть еще раз.

И источник инфекции, и пути передачи, и восприимчивость, и иммунитет и самое, пожалуй, главное, - способы лечения - все это самым тесным образом связано с биологическими особенностями конкретного микроорганизма.

Что же имеется ввиду под этими самыми биологическими особенностями?

Прежде всего, тот факт, что, под объединяющим словом микробы, подразумеваются самые разнообразные микроорганизмы. Разнообразные и по способам размножения, и по особенностям жизнедеятельности и по тем болезням, что они способны вызывать.

Наиболее важно - деление микробов на ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ. Это факт весьма принципиален и без четкого понимания разницы между вирусами (вирусными инфекциями) и бактериями (бактериальными инфекциями) любые рассуждения, советы, объяснения и рекомендации, касательно инфекционных заболеваний, просто не имеют никакого смысла.

ВИРУСЫ

"Извечной и зловещей мечтой вирусов является абсолютное мировое господство, и, как ни ужасны методы, коими они в настоящее время пользуются, им нельзя отказать в настойчивости, изобретательности и способности к самопожертвованию во имя великой цели."
А. и Б. Стругацкие

Увидеть вирус можно только с помощью электронного микроскопа. Подавляющему большинству врачей и сами вирусы, и электронные микроскопы знакомы лишь по фотографиям в умных медицинских книгах. Но болезни, вызываемые вирусами, имеют настолько характерные симптомы, что ни микроскопов, ни фотографий не надо - все и так ясно.

Принципиальной и наиболее существенной биологической особенностью любого вируса является следующая: вирусы не способны размножаться без помощи клеток других организмов.

Вирус проникает внутрь совершенно определенной клетки, и именно эта зараженная клетка превращается как бы в завод по производству вирусов. Вполне понятно, что работать на два фронта (и на вирус, и на организм) клетка не может, а, следовательно, не может выполнять свое основное предназначение - отсюда и возникают совершенно конкретные симптомы болезни.

Мы не зря подчеркнули слова "совершенно определенная клетка". Дело в том, что главной чертой любого вируса является его избирательность или, проще говоря, разборчивость. Вирусы не могут жить в любой клетке - им подавай свою, именно ту, которую данный вирус может заставить работать на себя.

Так, например, вирус инфекционного гепатита может существовать и размножаться только в клетках печени и больше нигде. Вирус эпидемического паротита (свинки) предпочитает клетки слюнных желез, вирус гриппа - клетки слизистой оболочки трахеи и бронхов, вирус энцефалита - клетки головного мозга и т.д. - в отношении каждого вируса можно перечислить определенные клетки и ткани человеческого организма, которые он (вирус) поражает или может поразить.

Избирательность вирусов прослеживается не только на поражении определенных клеток, но и на способности вызывать конкретные болезни у конкретных биологических видов. Вирус кори может найти нужные ему клетки только в организме человека, и не представляет никакой угрозы для любимца семьи кота Васьки. Вирус собачьей чумки не опасен для человека. Но это не общее правило. Ведь определенные клетки разных млекопитающих очень похожи друг на друга и некоторые вирусы вызывают одну и ту же болезнь у самых разнообразных животных - типичный пример - вирус бешенства.

В то же время, способность некоторых вирусов к тому, чтобы поражать только определенный биологический вид имеет исключительно большое значение. В весьма недалеком прошлом одной из самых страшных болезней была натуральная оспа, вирус которой может существовать только в организме человека. Еще раз акцентирую внимание: биологический вид "вирус натуральной оспы" может существовать исключительно в организме биологического вида "человек разумный". Если в течение двух десятков лет на земном шаре не зарегистрировано ни одного случая заболевания человека натуральной оспой, логично сделать вывод о прекращении существования в живой природе вируса, вызывающего эту болезнь. Указанный факт и лег в основу прекращения абсолютно в прошлом обязательных прививок против оспы .

Любая клетка организма выполняет целый ряд специфических, только этой клетке присущих функций. После заражения вирусом рано или поздно начинают возникать проблемы. Вирус поразил клетки печени - возникла желтуха и другие признаки печеночной недостаточности. Вирус поразил слизистую оболочку бронхов - появился кашель, в легких хрипы, учащенное дыхание. Вирус проник в клетки головного мозга - возникли расстройства сознания, судороги, параличи.

Избирательность вирусов приводит к тому, что каждой вирусной инфекции присущи свои, совершенно конкретные симптомы, а симптомы, как теперь становится понятно, будут определяться именно неспособностью группы клеток, поврежденных вирусом, выполнять свои функции.

Тяжесть вирусной инфекции зависит от того, какие клетки и в каком количестве поражены. Понятно, что поражение головного мозга приведет к более серьезной и значительно более опасной болезни, чем поражение клеток слизистой оболочки носа.

И еще два момента, касательно избирательности вирусов и тяжести болезни.

1. Любые клетки человеческого организма определенным образом изменяются в процессе роста и развития. Проще говоря, клетка, например, печени трехлетнего мальчика Сережи совсем не то же самое, что клетка печени взрослого дяди Сережи. Гепатоцит (именно так называется основная клетка печени) ребенка еще не дозрел и, вирусам, например гепатита А, размножаться в таких незрелых клетках затруднительно. Поэтому ребенок первого года жизни почти никогда не может заболеть гепатитом А, дети постарше болеют очень легко, подростки потяжелее, а взрослые - тяжело. Поэтому более-менее легкие детские инфекции (корь, краснуха, ветрянка) могут у взрослых протекать очень и очень тяжело.

2. Тяжесть болезни во многом определяется состоянием или, проще говоря, степенью здоровья конкретной клетки. Все тот же гепатоцит пьющего дяди Сережи слабее, чем у непьющего подростка Саши. А клетки слизистой оболочки бронхов у курящего десятиклассника Пети слабее, чем у его некурящей одноклассницы Наташи. И существует реальная вероятность того, что гепатит у дяди Сережи будет протекать тяжелее, чем у Саши, а грипп у Пети тяжелее, чем у Наташи.

Как же реагирует организм человека на проникновение любого вируса? Естественно, начинает с ним бороться - вначале на уровне неспецифического иммунитета (интерферон и т.д.), затем появляются антитела. Антитела нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но, все совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд.

В одних случаях, за то время, что необходимо для выработки антител, вирус успевает натворить такое, что неминуемы тяжелейшие последствия или человека вообще невозможно спасти. Бывает и так, что вирус в организм человека проникает, определенные клетки заражает и на этом свое "гнусное дело" прекращает. Т.е. вирус вроде как бы и есть, и он действительно находится внутри определенных клеток, но болезни нет - вирус по каким-то своим "соображениям" не размножается, он как бы спит внутри, коварно дожидаясь определенного момента, когда ослабнет иммунитет.

Если вирус способен активно размножаться, он быстро приводит к гибели и разрушению захваченную им клетку. Из распавшейся клетки вирусы попадают в кровь, а там их уже поджидают антитела... Вот и получается, что активные вирусы (т.е. вирусы погубители клеток), вызывают острые инфекционные болезни (краснуху, корь, свинку, грипп и т.п.), которые длятся ровно столько, сколько надо организму для синтеза антител. А сроки выработки антител совершенно определенны и, как правило, невелики около 5 - 10 дней. Поэтому всегда можно сказать, сколько будет заразен больной корью и когда исчезнет сыпь. Поэтому врач, поставив диагноз краснухи, точно знает, через сколько дней наверняка станет лучше. Поэтому, если грипп длится 3 недели, то это уже не грипп.

Тот конкретный факт, что вирусы находятся именно внутри клеток человеческого организма, обуславливает главнейшие сложности в лечении любых вирусных инфекций.

Очень трудно уничтожить вирус и оставить при этом в живых саму клетку. Неудивительно, что эффективных противовирусных лекарственных препаратов очень мало и все они, как правило, весьма специфичны, - т.е. действуют на строго определенный вирус (например, ремантадин - только на вирус гриппа А) или на строго определенную группу вирусов (например, ацикловир - на вирусы группы герпеса).

Становится понятным, что главный принцип лечения вирусных инфекций - помочь организму самому победить вирус.

В чем же состоят принципы помощи?

Прежде всего, в том, чтобы создать условия, при которых борьба вируса с организмом ребенка наиболее вероятно закончится победой именно ребенка. Эти условия включают в себя и режим, и диету и определенные лекарственные препараты.

Суть лечения:

1. Воздействие на конкретные симптомы болезни. Например, обработка высыпаний на коже, или смягчение кашля, или определенные капли в нос, или воздействие на высокую температуру тела.

2. Улучшение функционирования или уменьшение естественной нагрузки на пораженные вирусом клетки. Например, противовоспалительные средства, или препараты, улучшающие работу клеток печени, или лекарства, активизирующие кровоснабжение клеток головного мозга.

Существенные сложности, и существенные ограничения, возникающие при выборе способов лечения вирусных инфекций, во многом определяют тот факт, что первостепенное внимание должно уделяться именно способам профилактики.

В чем же состоят принципы профилактики вирусных инфекций?

1. Прививки. Введение в организм ослабленного вируса приводит к выработке вполне полноценных антител, защищающих человека от конкретной вирусной инфекции (кори, краснухи, полиомиелита, гепатита В, гриппа, клещевого энцефалита и т.д.).

2. Предотвращение или ограничение контактов с вероятным источником инфекции (отдельная комната для больного острой респираторной инфекцией и маски для его родственников, "разборчивая" и аккуратная половая жизнь для предотвращения СПИДа и т.д.).

3. Образ жизни и система воспитания, формирующие нормальный иммунитет (без комментариев).

Изложенная выше информация позволяет заключить, что родители имеют возможности, как для предотвращения конкретных болезней, так и для оказания помощи больному ребенку.

Последовательность, актуальность, нужность или, соответственно, ненужность определенных действий уходит своими корнями в наличие у тех, кто ребенку помогает, реальных знаний.

Правильно помочь можно лишь:
· зная, что это болезнь действительно вирусная;
· зная, как этот вирус передается;
· зная сроки болезни;
· зная, какие клетки и органы поражаются;
· зная, способы помощи;
· зная подстерегающие опасности;
· желая все это узнать...

ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ (ОРВИ)

"У меня печальный вид -
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это - грипп!"

С.В. Михалков

ОРВИ - самые распространенные человеческие болезни - до 90% всех случаев инфекционных заболеваний. Ими болеют все - одни чаще, другие реже, но все. Зимой чаще (вирусы в это время намного активнее), летом - реже, но все равно болеют.

Вызывающие ОРВИ вирусы поражают так называемые эпителиальные клетки - клетки, покрывающие дыхательные пути от носа и горла до легких. Вирусов этих существует превеликое множество, самый известный - грипп, но есть и другие - менее знаменитые, но не менее противные (парагрипп, аденовирус, риновирус, реовирус и т.д.). Особую грусть вызывает тот факт, что каждый из этих вирусов имеет определенное количество вариантов (парагрипп - всего 4, грипп несколько десятков), поэтому у человека имеется теоретическая, а, нередко, и реальная практическая возможность болеть ОРВИ весьма часто.

Во внешней среде вирусы гибнут довольно быстро , но от человека к человеку передаются очень легко - воздушно-капельным путем. От момента заражения до появления первых признаков болезни (этот промежуток называется инкубационным периодом) необходимо совсем немного времени - иногда несколько часов, но, как правило, не более четырех дней.

Любой респираторный вирус поражает, как правило, не все дыхательные пути, а какой-то определенный участок. Даже на этом уровне прослеживается избирательность вирусов. Риновирус - слизистая оболочка носа, парагрипп - гортань и трахея, грипп - трахея и бронхи и т.д.

Симптомы ОРВИ всем прекрасно известны, хотя бы потому, что человека, который ни разу ОРВИ не болел, просто не существует. Вначале недомогание, ну а повышение температуры тела, насморк и кашель долго себя ждать не заставляют.

Но конкретные, индивидуальные симптомы ОРВИ в каждом случае зависят, прежде всего, от того, где, на каком участке дыхательных путей вирус вызвал наиболее сильный воспалительный процесс. Для обозначения этого места существует множество страшных медицинских слов. РИНИТ - поражение слизистой оболочки носа, ФАРИНГИТ - поражение слизистой оболочки глотки, НАЗОФАРИНГИТ (нос и глотка одновременно), ТОНЗИЛЛИТ (миндалины), ЛАРИНГИТ (гортань), ТРАХЕИТ (трахея), БРОНХИТ (бронхи), БРОНХИОЛИТ (самые мелкие бронхи - бронхиолы).

Объединяя эти слова (тонзилофарингит, ларинготрахеит, трахеобронхит и т.п.), читатели вполне могут не только приобщиться к медицинской терминологии, но и использовать полученную информацию в корыстных целях. Одно дело сказать начальнику на работе, что у Вашего ребенка была ОРВИ, а совсем другое, что дитя болело назофаринготонзиллитом. С учетом всеобщей убежденности в том, что тяжесть болезни имеет прямую связь с непонятностью диагноза, сочувствие начальства Вам обеспечено.

Зная признаки поражения того или иного участка дыхательных путей, врач может не только поставить точный диагноз (т.е. сказать не просто "ОРВИ", а конкретно "ОРВИ, бронхит" или "ОРВИ, ларинготрахеит"), но и предположить какой именно вирус вызвал настоящую болезнь.

Обильный насморк при мало нарушенном общем состоянии - ринит, скорее всего риновирус; осипший или охриплый голос, грубый болезненный кашель - ларингит, скорее всего парагрипп; очень высокая температура, выраженное нарушение общего состояния, незначительный насморк, частый сухой кашель - бронхит, скорее всего грипп и т.д.

Способы профилактики и принципы лечения ОРВИ не зависят от того, как точно данный вирус называется. Это кстати, во многом определяет тот факт, что практические врачи-педиатры предпочитают не морочить своим пациентам головы и редко называют болезни их точными именами, например, аденовирусная инфекция, или парагрипп. Слово "ОРВИ" и родителей и врачей по большому счету устраивает, им и пользуются.

Исключение составляет, пожалуй, ГРИПП - самое, пожалуй, известное заболевание из всех ОРВИ.

В чем же состоят особенности гриппа?

Главная - способность к изменчивости. Т.е. вирус может самым принципиальным образом изменять свой антигенный состав. И это приводит к тому, что у очень большого количества людей полностью отсутствует какой-либо иммунитет, но не иммунитет "вообще", а именно иммунитет к данному, новому, не известному ранее варианту вируса гриппа.

Ученые выделяют три основных разновидности вируса гриппа - А, В и С. Наиболее принципиальные различия как раз и состоят в способности изменяться.

Так, вирус гриппа С практически стабилен. И, один раз переболев, человек почти на всю жизнь имеет иммунитет, т.е. заболеть гриппом С можно лишь при первой с ним встрече. Ну а поскольку вирус широко распространен, становится понятным, что взрослые гриппом С почти никогда не болеют. Это удел именно детей.

Вирус гриппа В изменяется, но умеренно. Если грипп С болезнь исключительно детей, то грипп В - преимущественно детей.

Грипп А - самый коварный, именно он, постоянно меняясь, вызывает эпидемии.

Принципиальный момент: тяжесть самого заболевания мало связана с тем, как этот вирус называется: грипп А или грипп В, хотя грипп С, протекает, как правило, легче. Средства массовой информации эпизодически рассказывают о приближении "страшной эпидемии гриппа", но это вовсе не свидетельствует о том, что данный вирус вызывает заболевание более тяжелое или более опасное. "Страшная эпидемия" - значит, приближается существенно изменившийся вирус, вирус, к которому у большинства населения нет иммунитета. Значит число заболевших будет очень большим. В этом, еще раз подчеркиваю, суть страшных эпидемий - именно в количестве больных, а не в тяжести конкретной болезни.

Симптомы гриппа по большому счету похожи на симптомы других ОРВИ. Но, склонность вируса к преимущественному поражению именно слизистых оболочек трахеи и бронхов приводит к тому, что тяжесть заболевания при гриппе, как правило, выше, чем при других ОРВИ . Но нет ни одного симптома, возможного при гриппе и невозможного при другой респираторной вирусной инфекции. Понятно, что предположить грипп на основании осмотра больного можно лишь с той или иной степенью вероятности.

Тем не менее, принципиальная особенность именно гриппа может быть выражена фразой "плохо вообще". Т.е. больше всего беспокоит не что-то конкретное - насморк, кашель, боли в горле, а именно общие симптомы: очень высокая температура, очень сильный озноб, очень выражены и сонливость, и общая слабость, и полное отсутствие аппетита.



Теперь настало время для того, чтобы рассмотреть и постараться уяснить значение еще двух очень распространенных слов.

ПРОСТУДА



ОРВИ, как мы уже поняли, болезнь заразная. Ощутив у себя или обнаружив у ребенка недомогание, насморк, кашель и повышение температуры тела среднестатистический житель нашей страны никогда не произнесет слово "ОРВИ", но на вопрос "что случилось?" ответит однозначно и убежденно - простудился. Именно в этой связи очень хотелось бы объяснить разницу между такими понятиями, как "простудился" и "заразился", поскольку значение часто употребляемого слова "простуда" на самом деле не всем известно.

Итак, заглянем в толковый словарь:

ПРОСТУДА
1. Охлаждение, которому подвергся организм.
2. Болезнь, вызванная таким охлаждением (разг.).

Главный вывод из этого определения состоит в том, что простуда, как правило, не имеет никакого отношения к ОРВИ. И в носу, и в глотке, и в бронхах имеется достаточное количество микробов (не вирусов, а бактерий), которые вызывают заболевания (все те же фарингиты и тонзиллиты), при ослаблении защитных сил организма, чему и способствуют переохлаждения, повышенная потливость, хождение босиком, избыточные физические нагрузки, сквозняки, холодная вода. А заболеть ОРВИ - это, значит, заразиться от уже больного человека.

Очевидно, что третий пункт, описанных выше принципов профилактики вирусных инфекций (стр.), связан с простудой самым тесным образом. Ведь избежать простуд можно либо радикально (адекватным воспитанием), либо тщательно оберегая ребенка от нормальной жизни.

ОРЗ

Еще одно медицинское слово, которое у всех на слуху - ОРЗ, что расшифровывается как острое респираторное заболевание.

Если врач убежден в том, что насморк, кашель и повышение температуры вызваны вирусом, то он (врач) употребляет уже известное нам понятие ОРВИ. Однако причина все тех же кашля и насморка бывает не совсем понятна или просто некогда разбираться (50 человек в день на приеме в поликлинике и 30 вызовов на дом). В этой ситуации очень удобно говорить про ОРЗ, поскольку понятие "острое респираторное заболевание" объединяет в себе и ОРВИ, и простуды, и обострение хронических инфекций носоглотки, и бактериальные осложнения ОРВИ.

Таким образом, ОРЗ это не болезнь и не диагноз, это специальный термин, который употребляется медицинскими работниками в трех случаях:
1. Когда непонятно.
2. Когда некогда.
3. Когда не требуется конкретная информация ("в городе N существенно выросла заболеваемость ОРЗ", "употребление лука и чеснока - прекрасное средство для профилактики ОРЗ").

Определившись с причинами ОРВИ, рассмотрим поподробнее их основные проявления и основные способы лечения, делая при этом акцент на тактике действий родителей.

Но предварительно необходимо отметить следующее.

В подавляющем большинстве случаев организм нормального ребенка, который нормально (естественно) воспитывается, вполне способен к тому, чтобы без всякой посторонней помощи справиться с острой респираторной вирусной инфекцией.

И главная наша задача - организму не мешать!

Почти все проявления болезни - повышение температуры, насморк, кашель, отказ от еды - представляют собой способы борьбы организма с возбудителем инфекции. А современные лекарства могут творить чудеса - мгновенно снизить температуру, "отключить" насморк и кашель и т.д. И, к сожалению, многие такие лекарства в Вашей домашней аптечке есть. Поэтому Вы, кое-что зная, попытаетесь облегчить жизнь малышу и себе... А в результате вместо трех дней насморка получите три недели в больнице с воспалением легких. Это я говорю к тому, что, читая написанные ниже рекомендации, особое внимание обращайте на те Ваши действия, которые ни в коем случае делать не надо.

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 124

Форма входа

Счетчики

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Мини-чат

Статистика

$COUN TER$
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
===========================================